«Насекомые». Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Как и обещала, продолжаю тему по знакомству малышей с насекомыми.

Сегодня предлагаю взять на заметку артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

«Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

«Жук»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)

«Пчёлка»

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Артикуляционная гимнастика

«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Веселые упражнения для пассивной артикуляционной гимнастики

Храбрый комар

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку.
И чистил свой хоботок вот так. (Сжимать двумя пальцами губы в "хоботок")
А потом он весело улыбался всем насекомым, которые жили рядом. (Губы фиксируются в улыбку двумя пальцами)
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и глотала насекомых. (Открывать широко рот)
Комар решил защитить друзей. Он сделал страшную мордочку, чтобы напугать лягушку. (Верхняя губа двумя пальцами поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется)
Когда лягушка увидела комара, она так удивилась, что открыла рот. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами)
Тогда комар выпустил жало и полетел на лягушку. (Взять язык двумя пальцами и осторожно двигать вперед-назад)
Лягушка испугалась и тут же ускакала. (Быстро открывать и закрывать рот)
Насекомые стали махать крыльями и праздновать победу. (Взять язык двумя пальцами и качать вверх-вниз)

Прекрасная Обжорка

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. (Сжать двумя пальцами губы в "хоботок")

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
(«Улыбочка» - губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
- Ах! Какой вежливый слон!
Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. - Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.
(Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Потом узкий напряженный язык выдвинуть вперед)

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.
(«Почистим зубки» - рот закрыть, круговыми движениями языка провести между губами и зубами; «Посчитаем нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается)

Затем Обжорка немножко посердилась,
(«Киска сердится» - рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх)

свернулась катушечкой и сладко уснула.
(«Катушка» - рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края при жать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта)

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
(«Качели» - Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая божья коровка

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиватся.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
(«Улыбочка» - Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
(«Непослушный язычок» - Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Упражнение на расслабление мышц языка)

И он стал ровным, как лопаточка.
(«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой.
(«Чашечка» - Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов)

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом.
(«Бублик» - зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны)

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
(«Лошадка» - Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Упражнение для укрепления мышц языка и подъёма его вверх)

веселого маляра, («Маляр» - Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба. Упражнение для отработки подъема языка вверх и его подвижности)

грибок («Грибок» - Рот открыть. Язык присосать к нёбу. Упражнение на растягивание подъязычной связки)

и даже гармошку. («Гармошка» - Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть)

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем.
(«Вкусное варенье» - Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
(«Грибок» - Рот открыть. Язык присосать к нёбу. Упражнение на растягивание подъязычной связки)

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
(«Парашютик» - Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Упражнение для направления воздушной струи посередине языка)

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились ... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Загадочкая бабочка

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
(«Птенчик» - Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)

А бабочка ему говорит:

Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
А бабочка все свое:

Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
(«Улыбочка» - Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

- А еще знаешь, про что-нибудь большое? - спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это ...

- Слон! - закричал весело птенчик.
(«Хоботок» - Сомкнутые губы вытянуть вперед)

- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка.
- Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку.
(«Лопатка» - Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
(Надуваем шарик, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверствие шара)

Они даже пошлепали свои язычки,
(«Непослушный язычок» - Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»)

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
(«Расческа» - «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу)

Затем друзья покачались на качелях.
(«Качели» - Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

И не заметили, как время прошло.

- А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Надеюсь, что эти занимательные упражнения пригодятся для ваших ребятишек.

Продолжение следует... :)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Рекомендую почитать
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
3 Responses
  1. Я в восторге! Читала с таким интересом! Все скопирую и использую ;) спасибки.
    Вот тут, Марина в своем дневничке расписывала подробно занятия тематические по насекомым. http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=708&postdays=0&postorder=asc&start=750 пожно дневник вперед листать и там еще много занятий по букашкам будет

  2. Классно! Надо подучить и детишкам предложить.

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика